Главная / Новости / Наставники и ученики: международный социальный проект

Наставники и ученики: международный социальный проект

АНО «Ресурсный центр поддержки людей с мультисенсорными нарушениями и их сERta5aZ7BVwемей «Ясенева Поляна» совместно с Благотворительным фондом «Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» занимается консультацией семей, которые воспитывают детей с нарушениями слуха и зрения; составлением методической базы по обучению, реабилитации и развитию каждого ребенка, имеющего мультисенсорные нарушения. Помимо этого, одной из главных задач центра является обучение студентов и специалистов, работающих со слепоглухими людьми.

Ресурсный центр «Ясенева Поляна» в 2018 – 2019 гг. в третий раз реализует проект «Наставники и ученики». Целью проекта является поддержка молодых ученых, стремящихся заниматься исследованиями по проблематике слепоглухоты. Среди основных задач – выявление студентов, способных к исследовательской и научной работе, обучение навыкам грамотного академического письма, публичных выступлений, помощь в организации исследовательской работы со слепоглухими людьми, организация научно-экспертного обсуждения результатов исследования в рамках трех сессий на каждом этапе построения исследования.

Участие в данном проекте в 2018-2019 учебном году предполагало конкурсный отбор. По результатам конкурсного отбора участниками международного проекта «Наставники и ученики» стали представители кафедры социальной JvvWkxhmrdsработы факультета социологии Алтайского государственного университета: Яна Дубровина, студентка группы 1052Б, и Татьяна Викторовна Сиротина, к.с.н., доцент кафедры социальной работы.

Временной промежуток проекта достаточно масштабный: с 10 сентября 2018 г. по 20 июля 2019 г. За это время участникам и их наставникам потребуется приложить массу усилий, так как кроме подготовки научно-исследовательской работы, в их обязанности входит составление перевода статьи по выбранной проблематике на английском языке, выступление на молодежной международной конференции в г. Ставрополе, выполнение практики по работе со слепоглухими людьми длительность 60 часов.

Яна Дубровина вместе со своим руководителем Т.В. Сиротиной стали участниками первой очной сессии, которая прошла в Москве с 14 по 16 октября. Ими была представлена исследовательская работа на тему «Социальное обслуживание семей слепоглухих детей в Алтайском крае».

Так выражает свои впечатления и эмоции от участия в проекте Яна Дубровина:

«Мне очень понравилось! Если до приезда в Ресурсный центр у меня было не ясное представление о слепоглухоте, образе жизни людей с подобными особенностями, то после таких насыщенных и информативных лекций мне захотелось ещё больше погрузиться в процесс исследования и изучения как самих семей слепоглухих детей, так и их жизнедеятельности в целом. Хочется узнать, в чем особенно нуждаются такие семьи, какие услуги предоставляют им социальные службы, комплексные и реабилитационные центры, насколько оказываемые услуги соответствуют потребностям семей. Мне стало понятнее, как люди с мультисенсорными нарушениями ориентируется в пространстве, чувствуют и ощущают все вокруг, и самое главное – как они взаимодействуют с окружающим миром, что используют для этого!»

Стоит отметить, проект является международным, так как в нем участвуют представители не только из разных городов России: Читы, Уфы, Перми, Новосибирска, Ставрополя, Москвы, Махачкалы,  но и из Армении.

Татьяна Викторовна Сиротина так же выразила свои эмоции по приезде с первой сессии проекта:

«Я очень рада тому, что мы прошли конкурсный отбор и стали участниками проекта «Наставники и ученики». Проект уникален по ряду причин. Во-первых, особенностью проекта является направленность на поддержку исследований в области слепоглухоты, тяжелых и множественных нарушений развития на основе социальной модели инвалидности. На данный момент не хватает специалистов в области социальной защиты, образования, здравоохранения, имеющих знания и опыт работы с людьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития, мультисенсорными нарушениями, их семьями, как в целом в России, так и в Алтайском крае.

Во-вторых, уникальна команда проекта по своему составу, профессионализму, территориальному охвату, междисциплинарности. В проекте участвуют представители академического сообщества, многие из которых являются практикующими специалистами, разных специальностей: коррекционная психология и педагогика, логопедия, клиническая психология, дефектология, адаптивная физическая культура, социальная работа. Мы представляем направление подготовки «Социальная работа» впервые в истории данного проекта.

В-третьих, уникальны лекторы и ведущие проекта, имеющие колоссальный опыт практической, исследовательской, педагогической деятельности в области мультисенсорных нарушений: это Ирина Владимировна Саломатина (к.п.н., доцент ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО), Татьяна Александровна Басилова (зав. кафедрой специальной психологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ), Ирина Владимировна Моисеева (психолог РЦ «Ясенева Поляна»), Елена Николаевна Сидорова (главный врач реабилитационного центра «Резонанс», научный сотрудник ИКП РАО, МГПУ), Венера Закировна Денискина (к.п.н., заведующая лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ГНУ «ИКП РАО», доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования), Наталья Борисовна Кремнева (глав. редактор общероссийского журнала для слепоглухих «Ваш собеседник»), при чем В.З. Денискина и Н.Б. Кремнева сами имеют нарушения слуха и зрения.»

Со слов Яны и Татьяны Викторовны, участие в первой очной сессии, полученные знания стали для них вдохновением и большим стимулом для дальнейшей работы в проекте. Поэтому участницы выражают благодарность Е.С. Попову, проректору по научному и инновационному развитию Алтайского государственног о университета, О.Н. Колесниковой, декану факультета социологии АлтГУ, и С.Г. Чудовой, зав. кафедрой социальной работы АлтГУ, за содействие и поддержку.

Впереди еще два непростых этапа, проведение исследования, отработка навыков, прохождения практики по работе со слепоглухими людьми, но совершенно понятно, что ученик и наставник, представляющие АлтГУ, имеют огромную мотивацию добиться успехов в данной сфере, питают большой интерес к социальной работе с данной категорией людей. Желаем терпения, сил и достижения всех поставленных целей!

Яна Гладышева, Т.В. Сиротина